14.01.2019 Александр Александрович внес вклад в создание и производство высокоэффективных авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) для самолётов военного и гражданского назначения. По чертежам НПО им. В.Я. Климова, генеральным конструктором которого был А.А. Саркисов в течение 17 лет, было выпущено более 60 тысяч силовых установок для Ми-2, Ми-8, Ми-17 военных и гражданских модификаций, для Ка-25, Ка-27; 28; 29, Ка-32, Ка-52 и других. Были получены сертификаты России, МАК, Канады, Индии, Китая, ресурс двигателей довели до 9000 часов, созданы их различные модификации.
Под руководством А. А. Саркисова были созданы двигатели 4-го поколения РД-33 и АЛ-31Ф для истребителей «Микояна» и «Сухого» совместно с коллективами основных ОКБ – Ленинградского КБ им. В.Я. Климова и Московского КБ им. А.М. Люльки. Создан двигатель Р95-Ш для штурмовика Су-25, который стал одной из ярких страниц профессиональной деятельности А.А. Саркисова.  Создан двигатель РД-33, который  создали из двигателя Р95-300, который было невозможно установить «на крыло» штурмовика, но выход из положения был найден. С разработки Уфимского КБ «отрезали» форсажную камеру, поставили нерегулируемые сопла и таким образом получили новый двигатель, который десятки лет надежно служит Су-25. Одно из основных преимуществ конструкции стала ее непревзойденная безотказность, простота и надежность эксплуатации.
А.А. Саркисов также руководил проектом создания управляемого вектора тяги реактивного двигателя. Он предложил сделать сопло с управляемым вектором тяги – всеракурсным. Так был создан двигатель РД-133 (РД-МК), предназначенный для оснащения самолетов, базирующихся на авианесущих крейсерах ВМФ.
Одна из удачных работ, которые были достигнуты под руководством А.А. Саркисова - турбовинтовой двигатель ТВ7-117С (СМ) для гражданского самолета Ил-114, транспортного Ил-114Т (и для военно-транспортного самолета Ил-112). На базе ТВ7-117С были созданы «вертолетный» вариант двигателя и силовая установка для высокоскоростных катеров различного водоизмещения и назначения.
Совместная работа коллектива НПО имени В.Я. Климова и АО «Мотор Сич» под руководством генерального конструктора А.А. Саркисова и генерального директора В.А. Богуслаева позволили модернизировать самый массовый вертолетный двигатель ТВ3-117. В итоге, турбовальные двигатели ТВ3-117 и их модификации вошли в число наиболее надежных в мире. На базе ТВ3-117 был  создан новый двигатель ВК-2500, сертифицированный Авиарегистром МАК в 2000 году. Во время испытаний, проводимых в 2001 г. в Тибете, вертолет Ми-17 поднялся почти на 9000 м. Таким образом, был создан отечественный двигатель, позволяющий существенно улучшить характеристики российских вертолетов «Миля» и «Камова».
Среди достижений генерального конструктора А.А. Саркисова также разработка и внедрение комплекса систем управления, специалисты которого стали создавать цифровые электронные блоки автоматического регулирования и контроля (БАРК).
Александр Александрович один из тех, благодаря кому российское двигателестроение сохраняет свои передовые позиции. А.А. Саркисов – человек, испытавший немало триумфов и драм, разделивший судьбу многих великих конструкторов и директоров, героев и лауреатов самых престижных премий, полученных за их удивительные достижения.
Светлая память о выдающемся конструкторе и ученом, прекрасном человеке, талантливом организаторе  и инженере – Александре Александровиче Саркисове навсегда сохранится в наших сердцах.


А.А.Саркисов родился 19 мая 1936 года в г.Москве. В 1943 году погиб отец. Семья переехала в г.Уфу. После окончания школы в 1954 году поступил  в Уфимский авиационный институт, после окончания которого работал в ОКБ-100 (ныне НПП «Мотор») расчётчиком группы турбин, руководителем группы камер сгорания, ведущим конструктором особо сложных изделий, заместителем главного конструктора – ответственным за создание двигателей для ракет воздушного и подводного базирования. За участие в создании комплекса «Гранит» ему была присуждена Ленинская премия.  В 1981 году А.А.Саркисов переведен на работу в 3ГУ МАП заместителем начальника Главка по опытным двигателям, а в 1984 году назначен главным инженером ЗГУ МАП, где успешно организовал работу по выполнению Постановления ЦК КПСС и Правительства, связанного  с дальнейшим развитием авиационного двигателестроения в стране.
В 1987 году А.А.Саркисов назначен Генеральным конструктором «НПО им. В.Я.Климова», где проработал 17 лет. Коллектив «НПО им. В.Я.Климова» под руководством А.А.Саркисова упрочил свои позиции в разработке новых двигателей, организации серийного производства и ремонта авиационных двигателей, успешно преодолевая сложные экономические условия, укрепляя социальное положение своих сотрудников. После завершения работы в «НПО им. В.Я.Климова» Александр Александрович успешно продолжил работу по совершенствованию вертолётных двигателей генеральным конструктором в фирме «БОРИСФЕН».  

Возврат к списку

 


© 2010 Авиация и спорт
Разработка и поддержка eFuture Web Services