24.02.2009 24 февраля 2009 года исполняется 110 лет Михаилу Михайловичу Громову М.М. Громов (1899-1985) родился 24 Февраля 1899 г. В Твери, в семье врача. Генерал-полковник авиации (1944 г.), Герой Советского Союза (1934 г., Звезда Героя №8). Профессор (1937 г.). Заслуженный летчик СССР (1920 г.). Заслуженный мастер спорта СССР (24.02.69 г.). Член КПСС с 1941 года.
Михаил Михайлович Громов, окончив реальное училище Воскресенского (одно из лучших учебных заведений г. Москвы), поступил в Высшее техни­ческое училище (ныне имени Баумана), но вскоре перешел на открывшиеся при МВТУ Теоретические курсы авиации, которыми руководил Н.Е. Жуковский. После окончания курсов Жуковского, давших серьезную теоретическую подготовку, Громов, как и все курсанты, обучался летному искусству в Центральной московской школе авиации, которую закончил в 1918 году. С 1918 года он - в рядах Красной Армии. Участвовал в гражданской войне на Восточном фронте.
Вернувшись с фронта, работал летчиком-инструктором в летной школе, затем летчиком-испытателем, сначала в НИИ ВВС Красной Армии, а с 1927 г. - в ЦАГИ. С 1936 года - шеф-пилот ЦАГИ. При участии М.М. Громова были испытаны почти все самолеты ЦАГИ. Им был испытан и самый большой в мире самолет AHТ-20 «Максим Горький», который был показан на первомайском параде.
Учитывая высокую квалификацию и талант первоклассного летчика, ему поручались летные задания, прославлявшие нашу Родину.
1925 год: М.М. Громов участник первого дальнего перелета советских летчиков Москва-Пекин-Токио. За образцовое выполнение задания его наградили орденом Красного Знамени, а японское правительство представило к высшей награде своей страны – «Ордену восходящего солнца». В этом же году М.М. Громову было присвоено звание Заслуженного летчика СССР.
1926 год: вместе с механиком Е. Родзевичем М. Громов совершил рейд по столицам Европы на самолете АНТ-3 «Пролетарий». Задание было блестяще выполнено. Первый советский цельнометаллический самолет проле­тел 7150 километров за 34 часа 15 мин летного времени.
«Старые летчики Франции, - пишет в своей книге «Через всю жизнь» М.М. Громов, - прислали поздравления и приняли меня в свой самый почетный клуб «Старые стволы». После этого полета за мной утвердилось негласное название летчика № 1. Что может быть более почетным, высоким и дорогим!»
1929 год: на пассажирском самолете АНТ-9 «Крылья Советов» М. Громов выполнил еще один дальний перелет по маршруту Москва-Берлин-Париж-Рим-Лондон-Варшава, покрыв расстояние 9037 км за 53 летных часа.
1934 год: экипаж в составе М.М. Громова, А.И. Филина и И.Т. Спирина на самолете АНТ-25 установил мировой рекорд беспосадочного полета по кривой - 12411 км за 75 часов (мировой рекорд в 9104км с 1933 г. Принадлежал французским летчикам).
28 сентября 1934 года «за героизм и самоотверженность, проявлен­ные во время испытаний самолета АНТ-25» Михаилу Михайловичу Громову было присвоено звание Героя Советского Союза.
1936 год: на новом самолете АНТ-35 М. Громов совершил перелет из Москвы в Ленинград и обратно в рекордно короткий срок, расстояние 1266 км пройдено за 3 часа 38 минут (средняя скорость - 350 км/ч).
Июль 1937 года: на самолете АНГ-25 (РД-I) экипаж в составе М.М. Громова, А.Б. Юмашева, С.А.Данилина осуществил беспосадочный перелет, по маршруту Москва-Северный полюс-Сан-Джасинто (США). Расстояние 10148 км пройдено за 2 часа 17 минут. Советские летчики установили мировой рекорд дальности по прямой. Члены экипажа были удостоены звания Героев Советского Союза, а Михаил Михайлович был награжден орденом Красного Знамени. Международная авиационная федерация (ФАИ) наградила участников перелета медалью де Лаво за лучшее достижение 1937 года. В течение трех лет перед этим медаль никому не присуждалась за отсутствием достойных кандидатов.
1937 год: Высшая аттестационная комиссия присвоила М.М. Громову ученое звание «Профессора по технической эксплуатации самолетов и моторов».
1941 год: М.М. Громова назначают в только что созданный Летно-исследовательский институт (ЛИИ) Наркомата авиационной промышленности. Он стал первым его начальником.
26 апреля 1986 года Постановлением Совета Министров СССР Летно-исследовательскому Институту МАИ присвоено имя Героя Советского Союза Михаила Михайловича Громова.
В начале Великой Отечественной войны М.М. Громов с группой советских летчиков командируется в США за получением самолетов по ленд-лизу.
С первых чисел декабря 1941 года М.М. Громов - в действующей армии: сначала командир 31 смешанной авиационной дивизии, затем Командующий ВВС Калининского фронта. С мая 1942 г. - командующий 3-й воздушной армией, с мая 1943 года - командующий 1-й воздушной армией. За умелое руководство французскими летчиками эскадрильи «Нормандия Неман», входившей в состав 1-й воздушной армии, М.М. Громов был награжден правительством Франции высшим орденом страны - Командорским орденом почетного легиона.
Июнь 1944 г.: М.М. Громов был назначен на должность начальника Главного Управления боевой подготовки фронтовой авиации, а затем, в 1946 году, - заместителем командующего Дальней авиации по боевой под­готовке.
1949-1955 гг.: М.М. Громов - на руководящей работе в Министерстве авиационной промышленности. Он был инициатором и идейным руководителем единственной в стране школы по подготовке летчиков-испытателей. Михаил Михайлович придавал большое значение научной психологии в летном деле. В своих книгах («Заметки о летной профессии», «Тому, кто хочет летать и работать лучше», «Через всю жизнь») и многочисленных статьях он завещал молодежи постоянно заниматься самовоспитанием и самосовершенствованием. Его формула: "Чтобы овладеть надежно техникой, нужно прежде всего научиться надежно владеть и управлять собой" в равной степени от­носится к летчикам, морякам, инженерам, космонавтам и др.
Михаил Михайлович был разносторонне образованным человеком. Он страстно любил искусство, сам прекрасно рисовал, знал наизусть и любил читать для друзей стихи Пушкина, Лермонтова, Омара Хайяма, Гоголя…
Любимым композитором его был С. Рахманинов, концерты которого он мог воспроизводить, используя свой дар к художественному свисту…
С молодости и до конца дней своих он не расставался со спортом и физической культурой. В 1923 году он стал первым чемпионом страны среди штангистов в тяжелом весе. Позже, после Великой отечественной воины, М.М.Громов несколько лет возглавлял Федерацию по тяжелой атлетике СССР.
Занятия спортом позволили ему совершить первый в мире парашютный прыжок с самолета, вошедшего в плоский штопор. Было это в 1927 году.
Михаил Михайлович положил начало также распространенному теперь и любимому молодежью пятиборью, организовав после Великой отечественной войны первую пятиборную группу, для занятий в которой он и сам находил время.
На протяжении всей своей жизни и деятельности М.М. Громов вел большую общественную работу. Дважды избирался депутатом в Верховный Совет СССР.
В последние годы много сил и энергии он отдавал работе в Совете ветеранов войны 1-й воздушной армии, председателем которого являлся с первого дня его организации и до последнего дня своей жизни - 22 января 1985 года.
Родина высоко оценила заслуги Михаила Михайловича Громова в становлении и развитии нашей авиации. Он был награжден четырьмя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, орденами Октябрьской революции, Отечественной войны 1-й степени, Суворова II степени и многими медалями.

www.avia.ru

Возврат к списку

 


© 2010 Авиация и спорт
Разработка и поддержка eFuture Web Services